НОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

НОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

 

1.Предпосылки и подготовка к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами

 

Термин «твердые коммунальные отходы» введен еще 1 января 2015 года и пришел на смену ТБО (твердым бытовым отходам), а обращение с ТКО стало одной из коммунальных услуг. Это предусмотрено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Твёрдые коммунальные отходы – это отходы, появляющиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. К ним также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, подобные по составу отходам, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Но чтобы начать переход на новую систему обращения с ТКО на практике, нужно было сначала создать эффективную нормативную правовую базу. Так, были приняты комплексные изменения в Жилищный кодекс, Закон об отходах производства и потребления, Закон об охране окружающей среды в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, а также в иные законодательные акты.

 

2.Кто такой Региональный оператор по обращению с ТКО

В настоящее время обращением с отходами занимаются разные организации. То есть транспортировать отходы могла одна организация, а обрабатывать, обезвреживать, утилизировать, размещать – другая. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь на федеральном уровне решено систематизировать этот процесс и создать условия для предоставления качественной услуги – региональными операторами.

По закону каждый регион обязан выполнить ряд мероприятий:

–   завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления ТКО;

–   выбрать региональных операторов и заключить с ними соглашения.

2.1.   Чем занимается региональный оператор

Региональный оператор по обращению с ТКО – организация, которая обязана заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником отходов, которые проживают в зоне ее деятельности. Регоператор занимается сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением ТКО. Делать это он может не только самостоятельно, но и с привлечением операторов по обращению с ТКО.По договору на оказание услуг регоператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые в нем определены, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.Обязанность по созданию контейнерных площадок возложена на органы местного самоуправления – местную администрацию, Постановление Правительства РФ №1039. Также местная администрация ведет реестр мест (площадок) накопления ТКО и размещает информацию о внесении или изменении данных в этом реестре в сети «Интернет». Региональный оператор также участвует в ликвидации несанкционированных свалок. Это будет работать следующим образом: после сообщения о несанкционированной свалке представители организации выезжают на место, составляют акт, делают в доказательство фотографии. Затем определяются координаты свалки и направляется уведомление собственнику земельного участка, на котором она находится. Если собственник земельного участка в течение тридцати дней не ликвидирует свалку самостоятельно, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.

2.2.   Где и как заключить договор

С 1 января 2019 года все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по закону заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами с региональным оператором и оплачивать данную услугу. Все ранее заключенные договора на размещение и транспортирование отходов будут считаться недействительными. Права на освобождение от заключения договора по обращению с ТКО с региональным оператором не имеет ни одно юридическое лицо за исключением случаев, предусмотренных законом.

Граждане могут заключить договор путем конклюдентных действий. Это значит, что потребитель должен платить за обращение с ТКО региональному оператору по его квитанциям, вступив в договорные отношения, что называется, по факту.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ №1156 от 11.12.2016. В нем предусмотрено определение объема, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных, способ складирования, периодичность вывоза.

Оплата за вывоз ТКО начисляется в зависимости от числа человек, проживающих (прописанных) в квартире или индивидуальном жилом доме, согласно тарифу и нормативу накопления. Они в 2017 году были утверждены Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 175 от 17 марта 2017 года.

3.Требования к складированию ТКО для потребителей

Потребители обязаны собирать ТКО в местах, определённых схемой обращения с отходами. В договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённом с региональным оператором, должен быть указан способ складирования ТКО. В соответствии с ним потребители собирают отходы одним из следующих способов:

–     контейнеры на контейнерных площадках;

–     пакеты, мешки или другие специально предназначенные емкости, отвечающие требованиям, установленным региональным оператором.

Крупногабаритный отход – мебель, техника и др. – собирается на специальных площадках, предназначенных для этих целей.

 

4.Вопросы-ответы о деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

На основании чего региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет свою деятельность?

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором:

–     территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 сентября 2016 года № 747;

–     в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации № 1156от 12 ноября 2016 года;

– приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 02 октября 2018 года № 414 юридическому лицу – ООО «Чистый город» присвоен статус регионального оператора и определена зона его деятельности на основании конкурсного отбора. Статус регионального оператора присвоен на 10 лет.

Кто должен заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО?

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Собственники ТКО – это:

–     собственники помещений в многоквартирных домах;

–     собственники частных домовладений (индивидуального жилья) – юридические лица и индивидуальные предприниматели (в том числе хозяйствующие субъекты и хозяйственные товарищества, например, садовые товарищества, гаражные кооперативы), в результате деятельности которых образуются ТКО.

ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.).

На основании чего устанавливается стоимость услуг регионального оператора ТКО?

Предельные тарифы на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для регионального оператора устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти – Региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края.

ст. 24.8  Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Как будет начисляться оплата за ТКО?

Оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих (прописанных) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Федеральный закон от 29.12.2014 года № 458-Ф3 «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004

На каком основании плата региональному оператору ТКО вынесена в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?

Графа коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, тепло, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.  

Пункты 4,5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004

 Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором ТКО?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

  Пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора?

 Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора?

Собственник ТКО обязан:

–     заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;

ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст. 30, ст. 161, ст.164 и др.).

–     оплачивать услуги регионального оператора по цене, установленной по единому тарифу на услугу регионального оператора.

п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

 Если собственник жилого дома там не проживает и не зарегистрирован, почему ему производят начисление?

Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ № 354, которое утверждает правила оказания коммунальных услуг. В соответствии с этими правилами, при отсутствии индивидуальных приборов учета плата за коммунальную услугу начисляется исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении граждан. Если же в квартире или домовладении никто не прописан, то начисление платы происходит исходя из количества собственников данного жилого помещения.

Если собственник жилого дома не заключил договор с региональным оператором, должен ли он платить?

Для жителей частного сектора, а также жителей МКД, у которых принята форма непосредственного управления домом, договор на оказание услуги по обращению с ТКО, в соответствии с законодательством, является публичной офертой. То есть оформление договора в письменном виде не является обязательным. Форма договора размещена на официальном сайте Регионального оператора в сети Интернет. Тем не менее, любой желающий может обратиться в отделение Регионального оператора и оформить данный договор в письменном виде.

 Правда ли, что при оплате первой квитанции, где указан вывоз мусора, житель автоматически заключает устный договор и заранее согласен на условия регионального оператора?

В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту. Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО Регионального оператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое подписание договора, размещенного в СМИ.

 Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

С 1 января 2019 года обращение с ТКО осуществляется только региональным оператором.

 ст. 24.6 Федерального закона 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором, но не позднее 1 января 2019 года.

п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, который осуществляет деятельность в зоне их проживания.

ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

 Кто должен содержать контейнерные площадки?

Контейнерные площадки, специальные площадки для крупногабаритных отходов и территорию, прилегающую к месту погрузки ТКО, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, содержат собственники помещений в многоквартирных домах (МКД)

. п. 13 Правил обращения с ТКО, которые утвердило Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156

Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки ТКО в мусоровоз.

 В переходе на новую систему обращения с коммунальными отходами какая роль отводится администрациям районов, городов, сел и просто жителям?

По новому закону, муниципалитеты совместно с управляющими компаниями, администрациями сельских поселений и гражданами будут определять и организовывать места накопления ТКО. Этот вопрос решается на общем собрании многоквартирного дома или сельском сходе. Ответственность регионального оператора начинается с кузова мусоровоза, то есть он будет забирать мусор с того места, где будет определено место накопления.

 Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Соответственно между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

У меня в квартире никто не прописан. Нужно ли платить за вывоз ТКО?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за ТКО в связи с временным отсутствием.

Можно ли не платить за вывоз ТКО, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

Для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. К тому же для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут собственника дома или земельного участка привлечь к ответственности. Пожалуй, проще все-таки заключить договор с региональным оператором.

Я арендую нежилое помещение в многоквартирном доме под магазин. Кто должен заключать договор на обращение с ТКО — я или собственник помещения?

В п. 148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор. Будете ли вы как арендатор компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий вашего договора аренды.

 Есть ли способы сэкономить на плате за обращение с ТКО?

 Организовать раздельный сбор мусора.

Для домов, которые используют раздельные накопление и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.

Сообщать в УК региональному оператору об изменении числа жильцов.

В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.

Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.

При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.

Жаловаться на некачественный вывоз мусора. Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3,3%.

 За вывоз не платил и не буду!

Не хочется вас огорчать, но за отсутствие договора на вывоз мусора собственников частных домов могут штрафовать (от 1 до 2 т.р. по статье 8.2 КоАП РФ). Долги по коммунальным услугам взыщут по суду и спишут с вашей карточки в Сбербанке — с процентами и госпошлиной. Так что платить придется все равно.

Генеральный директор ООО «Чистый город

С.Г.Качанов